Баннер

Управление учебным процессом строится на планировании деятельности, координации, мотивировании и контроле. Аспекты управления материализуются в виде учебных программ и планов, постановки конкретных задач, обязательной проверки их выполнения и фиксации результата работы в форме оценки. Классные руководители и учителя-предметники – это менеджеры, выполняющие множество функций. Если отбросить бюрократическую риторику приказов и распоряжений в сфере среднего образования, цель их ежедневной работы с детьми – добиться реальной, а не фиктивной успеваемости, сформировать положительное отношение к получению знаний, «выпустить» во взрослую жизнь полноценных людей, а не роботов. Во многих школах покупается школьная одежда оптом, чтобы привести внешний вид школьников к единому знаменателю. Вопрос о пользе единообразия школьной формы до сих пор остаётся спорным, но тенденция перехода школ к единой форме одежды учеников налицо.

Основным показателем успешности в школе является оценка – лучше еще ничего не придумали. Существуют балльная и буквенная системы оценивания, но суть – не в характеристике систем, их слабых и сильных сторон, а в обязательности факта оценивания и понятных критериях его расшифровки. Например, «пятерка» в 5-балльной системе означает высокий уровень письменной работы или устного ответа, а «5+» можно получить за оригинальный подход к выполнению творческого задания. И, наоборот, «единица» несет резко негативную информацию для учащегося по поводу уровня знаний: это прозрачный намек на необходимость повторного изучения темы или переделывание работы с начала и до конца.

Процесс оценивания не терпит подмены понятий. В детском саду еще допустимы вещественные эквиваленты оценок в виде бумажных «звездочек» или «ромашек»: чем большую активность проявляет ребенок и чем точнее его ответы, тем больше особых отличительных знаков он получает. Сохранение подобного подхода в младшей школе недопустимо, а его обоснование нежеланием травмировать детскую психику и наносить урон самооценке строгими отметками с самого начала учебы – неоправданная снисходительность, имеющая разрушающее воздействие на стремление к чему-то большему, нежели пассивное пребывание в классе.

Выставление оценок в тетрадь, журнал и дневник – своеобразная материализация затраченных усилий, форма отчета школьника перед родителями. В мире взрослых адекватная оценка результатов труда является фактором соответствующей его оплаты. Оценивание знаний в виде знаков с неопределенным эквивалентом – то же самое, что выдача зарплаты фантиками от конфет или эмиссия неподкрепленных золотом бумажных денег: от того, что их много, их «номинал» и реальная ценность не меняется к лучшему.

Одним из принципов «педагогичности» в школе является сравнение оценок за предыдущий и текущий периоды обучения, но с оговоркой: можно сравнивать показатели успешности одного ученика и недопустимо сопоставление работ и результатов разных учащихся, тем более публично, перед всем классом. Принцип анализа индивидуального прогресса обеспечивает выполнение мотивационной функции управления учебным процессом: осознавая свои реальные достижения или замечая падение успеваемости, школьник делает выводы касательно отношения к учебе, причин неудач и путей улучшения академических результатов.

Стремление к получению хороших и отличных оценок в школе – не обязательно признак нездорового перфекционизма и ориентации на результат ради результата. Оно является проявлением природного азарта и «диагностирования» ребенком пределов собственных возможностей.